Вступающий в силу с 28 января 2025 года Свод правил СП 543.1325800.2024  «Строительный контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» представляет собой значимую попытку нормативной кодификации и детализации процедур строительного контроля. Документ, по своей сути развивающий и конкретизирующий положения Постановления Правительства РФ № 468, призван унифицировать подходы к одному из центральных процессов в строительной отрасли. Однако детальный анализ выявляет как неоспоримые преимущества, так и существенные пробелы и потенциальные правовые коллизии.

I. Усиление процедурной регламентации и практическая направленность

Ключевым достоинством нового СП является его беспрецедентная для документов такого уровня детализация, направленная на устранение правовой неопределенности в ряде практических вопросов.

  1. Инструментарий для исполнителей: Приложения А и Б, содержащие соответственно детальные виды работ с перечнем оформляемой документации и соотнесение работ с контролируемыми операциями и методами контроля, являются главным достижением документа. Они служат готовым методическим пособием, стандартизирующим документооборот и снижающим субъективность при приемке.

  2. Легализация приемки "прочих" работ: Введена норма, формализующая приемку работ, результаты которых не скрываются последующими и не относятся к ответственным конструкциям. Теперь такие работы освидетельствуются актом, форма которого согласована участниками приемочного процесса. Это закрывает давний процедурный пробел, когда для таких работ отсутствовал легитимный приемочный документ.

  3. Корректная формулировка операционного контроля: В документе дано, по оценкам экспертов, одно из наиболее грамотных определений предмета операционного контроля. Он включает в себя три ключевых аспекта: соответствие операций стандартам и технологической документации, соблюдение технологических режимов и соответствие итоговых показателей качества проектным требованиям.

II. Уточнение организационно-правовых механизмов

Новый СП вносит ясность в ряд принципиальных организационных моментов, устраняя существовавшие ранее неоднозначности.

  1. Разделение функций контроля: Нормативно закреплен прямой запрет на осуществление строительного контроля одними и теми же работниками от имени лица, осуществляющего строительство, и от имени застройщика (технического заказчика). Как отмечается в аналитических материалах, эта норма, хотя и вытекала ранее из общей логики законодательства о недопущении конфликта интересов, теперь сформулирована прямо. Это исключает возможность двоякого толкования и упрощает доказывание нарушений для не обладающих юридической экспертизой технических специалистов.

  2. Адаптация входного контроля к современным реалиям: В условиях широкого распространения параллельного импорта значительно усилена роль входного контроля. Введен такой инструмент, как план инструментального контроля, который дает застройщику легитимное право проводить дополнительные испытания строительных материалов и изделий для верификации их качества.

III. Выявленные пробелы и потенциальные коллизии

Наряду с позитивными изменениями, СП 543.1325800.2024 оставляет без внимания критически важные аспекты и создает новые юридические риски.

  1. Отсутствие регламентации начального этапа: Главным упущением документа является полное игнорирование начальной стадии любого строительного проекта — процедуры передачи земельного участка и/или объекта от застройщика подрядчику. Проблемы, связанные с некорректными геодезическими данными, захламленностью территории или неудовлетворительным состоянием объекта реконструкции, остаются вне правового поля данного СП, что оставляет их решение на усмотрение сторон договора.

  2. Риск нормативной коллизии в документации: Наиболее серьезный юридический риск заложен в требовании о наличии в рабочей документации (РД) ссылок на актуальные нормативные документы. Проектная документация (ПД), прошедшая государственную экспертизу, легитимно может основываться на стандартах, которые к моменту разработки РД утратили силу. Формальное исполнение требования СП об актуализации стандартов в РД может привести к изменению проектных решений, заложенных в ПД. Такое изменение, в свою очередь, является основанием для проведения повторной государственной экспертизы, что влечет за собой существенное увеличение сроков и стоимости реализации проекта. Данная коллизия требует выработки отдельного механизма согласования в правоприменительной практике.

  3. Поверхностный контроль проектной документации: Анализ показывает, что обязанности лица, осуществляющего входной контроль проектной документации, описаны не в полной мере. Пункт 7.1.1 СП де-факто сводит проверку ПД лишь к оценке ее комплектности. Это вступает в противоречие с духом и буквой статьи 716 Гражданского кодекса РФ, которая обязывает подрядчика предупреждать заказчика о непригодности или недоброкачественности предоставленной технической документации. СП не требует от инженера строительного контроля проводить анализ ПД на предмет наличия внутренних взаимоисключающих решений между разделами, что делает возможной ситуацию, когда формально комплектный, но технически нереализуемый проект принимается в производство работ.

Вывод

СП 543.1325800.2024, несомненно, является шагом вперед в систематизации строительного контроля. Его практическая направленность и детальная регламентация многих процедур повысят прозрачность и качество работ. Однако выявленные пробелы и, в особенности, заложенная правовая коллизия между требованиями к рабочей и проектной документации, требуют от участников строительного процесса повышенного внимания и превентивной проработки рисков на уровне договорных отношений. Эффективность стандарта будет напрямую зависеть от того, как сложится правоприменительная практика в отношении его наиболее спорных положений.